Во многих странах молодые люди используют электронные ...
В осеннюю сессию новый состав Госдумы рассмотрит законопроект о донорстве и трансплантации, разработанный Минздравом. В нем детально описаны все аспекты донорства и трансплантации, в том числе детского посмертного донорства. Однако, как показали результаты социологического исследования «Даруя жизнь», проведенного по инициативе фонда «Региональная платформа» при участии центра трансплантологии им. академика В.И. Шумакова (ФГБУ ФНЦТИО), россияне пока что не готовы становиться донорами органов после своей смерти. Исследование, в ходе которого опросили 1500 человек, проводилось в 30 регионах страны.
Как рассказал «Известиям» академик РАН, директор ФГБУ «Федеральный научный центр трансплантологии и искусственных органов им. академика В.И. Шумакова», главный трансплантолог Минздрава РФ профессор Сергей Готье, посмертное донорство органов в России применяется раз в десять реже, чем в Европе. Из-за этого погибают люди, которых можно было бы спасти.
— Наши пациенты крайне нуждаются в донорских органах. В европейских странах очень высокий уровень посмертного донорства, от 20 до 40 случаев изъятий на 1 млн населения в год. Это очень много, но всё равно не хватает. В США примерно 26 случаев, а у нас — 3,2, — сказал «Известиям» профессор Готье.
Одна из главных причин этого — нежелание россиян пожертвовать свои органы для спасения других людей. Таких, по данным исследования, почти половина из опрошенных. Так, «не вполне готовы» или «совсем не готовы» завещать свои органы для пересадки после смерти 13,4 и 12,3% опрошенных. Еще 19,8% затруднились с ответом. Наоборот, готовы стать донорами 23,8%, а «скорее готовы» — 31,4%.
При этом дать согласие на изъятие органов умершего родственника готовы 47,7% опрошенных. «Скорее не дадут» и «точно не дадут» — 25,9%.
Причина нежелания становиться донором — в недоверии общества к трансплантологии. Граждане боятся трансплантологов и верят в миф о черном рынке органов.
22,5% респондентов не готовы становиться донорами после смерти из-за страха перед манипуляциями над человеческим телом. 20,9% опрошенных — из-за недоверия к системе здравоохранения, включая систему трансплантации органов, а также из-за формы выражения согласия на использование органов для пересадки. Но еще больше люди боятся, что врачи не будут спасать пациента, зная, что тот дал согласие на посмертное донорство, — 23% опрошенных.
Есть и те, кто не хочет становиться донором просто так, без объяснений, — их 26%. А противников донорства по религиозным убеждениям всего 12,8%. Еще 9,1% респондентов считают, что донорство — вещь противоестественная.
Сергей Готье надеется, что если новый закон о донорстве будет принят, то ситуация в сфере трансплантологии серьезно изменится.
— Это будет такой мягкий вариант существующего, например, в Белоруссии правила, согласно которому любой случай неиспользования умершего в качестве донора может стать предметом разбирательства прокуратуры, — пояснил трансплантолог. — Как в большинстве европейских стран, где существует жесткая презумпция согласия. Для этого должна быть создана специальная база данных, в которую будут внесены те, кто не хочет после смерти стать донором. Кто туда не запишется — тот потенциальный донор.
Отчасти такое отношение к донорству и трансплантологии вызвано недостатком информации: большинство россиян совершенно не представляют себе, как устроена эта область медицины. При этом граждане понимают, что с донорством дела у нас обстоят неблестяще: 74% респондентов считают, что в России остро или крайне остро не хватает донорских органов. И лишь 2,7% полагают, что проблема не такая уж серьезная.
Как рассказала работавшая над исследованием кандидат политических наук, замдиректора Института региональной экономики и социального проектирования Юлия Лебедева, Москва и Санкт-Петербург значительно отличаются от остальных регионов своим положительным отношением к посмертному донорству.
— В Москве и Петербурге люди в большей степени проявляли интерес к теме, информированность, — отметила Юлия Лебедева.
источник: Известия